top of page

В помощь "Визуалу"


В этой статье хочу обратить внимание на уже давно наболевшую проблему. Какими картами и каталогами пользоваться при визуальных наблюдениях. В сети материала действительно много, но чем его больше, тем легче запутаться и тяжелее разобраться во всем этом. Все конечно будет зависеть от возможностей вашего телескопа и качества неба в данном регионе. Но, так или иначе, если Вы в серьез задумались над этой проблемой, то у вас уже как минимум есть средне аппретурный инструмент и место постоянного наблюдения. Как правило, большинство звездных карт, каталогов включают в себя далеко не все DSO объекты, которые способен показать ваш телескоп. Исторически случилось так, что все известные каталоги NGC,IC,Месье итд. Были созданы разными людьми и обобщить такое количество объектов в единую базу довольно кропотливый труд. Я снимаю шляпу перед своим другом Овчинниковым Алексеем, который сделал такой каталог. Его адаптированную мною версия можно скачать в разделе «Library - DSO Catalog 12m»

Каталог включает в себя все известные DSO объекты до 12 m. Оригинальная версия была составлена, как и все каталоги, по координатам начиная с 00h 00m до широты -35 градусов. Для большинства объектов указана минимальная апертура инструмента, в который можно увидеть данный объект. Более универсальным его делает формат Xl. То есть каталог можно форматировать, дополнять, сортировать в нем объекты. Другими словами есть возможность сделать его под себя, чем я и воспользовался.

Итак, что я в нем изменил. Первым делом для простаты работы я русифицировал названия созвездий. Помимо того что многие каталоги как я уже писал, содержат далеко не все DSO объекты доступные для наблюдений также сортировка происходит по координатам что не очень удобно для реальных наблюдений. Не проще ли бы было отсортировать все по названию созвездий? Эта мысль давно мне пришла в голову, но воплотить ее в жизнь я смог лишь, когда мне попался в руки данный каталог. Теперь ясным вечером решив наблюдать все объекты, например, в созвездии орла у меня больше нет трудностей с поиском по разным каталогам и звездным картам всех объектов в этом созвездии. Еще одним важным примечанием является высота объекта над горизонтом в момент верхней кульминации. Ни для кого не секрет, что чем ниже расположен тот или иной объект к горизонту, тем хуже он будет виден из-за ряда причин. Поскольку географическое расположение у всех кто будет использовать каталог разное было бы неправильно исключать те объекты, которые, например 10 градусами южнее будут отлично видны. Я поступил следующим образом. Поскольку в каталоге перечислены все объекты до широты -35 градусов, многие их них в нашей широте будут 56град. видны довольно низко над горизонтом, что делает их не пригодными для качественных визуальных наблюдений. В переделанной мною версии я использовал серый цвет для выделения тех объектов, которые нет смысла наблюдать во все. Условно я выделил DSO со склонением ниже -25 градусов. То есть в момент верхней кульминации они будут находиться ниже 10 градусов над горизонтом. Также у ряда объектов со склонением от -20 до -25 я закрасил только их склонение, как бы указав на то, что объект в момент верхней кульминации будет находиться на небольшой высоте, но все его можно наблюдать, но в хороших условиях. Поскольку составитель каталога за точку отсчета взял 12 звездную величину в него попал ряд объектов, которые не видны в любительские инструменты по разным причинам. В графе «D»,которая означает минимальную апертуру инструмента для возможности идентификации объекта, я также закрасил серым цветом. Ряд объектов видны невооруженным глазом, а некоторые из них занимают очень большую площадь, в основном это звездные ассоциации, такие объекты я также выделил в графе «D» указывая на то, что они будут мало интересны для наблюдений в оптические инструменты. Не все DSO хорошо подходят для визуальных наблюдений. Я говорю про фотографические объекты, занимающие большую площадь, темные туманности итд. То есть что бы зря не тратить силы на то, что не возможно будет увидеть, я также окрасил данным цветом. Ну и поскольку данная база является каталогом с данными, то в большей степени она подойдет для инструментов с авто наведением. Каталог содержит координаты всех перечисленных в нем объектов. Эти графы я расположил сразу после колонки с номером самого объекта по тому или другому каталогу. Это значительно упрощает работу с ним в распечатанном виде непосредственно в процессе наблюдения. В итоге получилась весьма удобная база DSO для инструментов со средней апертурой, которая содержит больше объектов, чем аналогичные каталоги. Дополнительные возможности такой базы очевидны. Теперь что бы вести дневник наблюдений достаточно дополнить каталог в электронном виде еще одной графой «Мои наблюдения» где вы сможете описывать свой личный опыт по наблюдениям данного объекта. Также составляя программу наблюдений, вы можете с легкостью сортировать и форматировать его под себя.

Конечно не у всех ЛА есть телескопы с авто наведением. В помощь могу посоветовать издание SKY-Atlas 2000. Весьма удобные и подробные карты для визуальных наблюдений без системы авто наведения. Там отмечено большое количество DSO ,доступных для наблюдения в любительские инструменты. Лично сам использую их, по сей день. Скачать эти карты можно также в том же разделе.

Удачных наблюдений и ясного неба!


Featured Posts
Recent Posts
Archive
Search By Tags
Тегов пока нет.
Follow Us
  • Facebook Basic Square
  • Twitter Basic Square
  • Google+ Basic Square
bottom of page